Развитие
творческих способностей учащихся через
научно – исследовательскую, проектную
деятельность.
Неделя
науки и
творчества в школе
В
одной из своих книг Симон Соловейчик
упоминал три силы,
заставляющие ученика учиться: младшим
школьником
движет сила послушания, средним —
подростком
— сила интереса, старшим — сила цели.
С каким энтузиазмом новоиспеченные
школяры отправляются в
путь по бесконечной дороге к знаниям и
как, увы, скоро
тает этот энтузиазм, редеют ряды желающих
добраться
до цели!
В споре
о преимуществе умных голов перед
«набитыми» давно
найдена истина. Медленно, но верно
наметился поворот
от знаниевой парадигмы образования к
личностно ориентированной. Все
давным-давно понимают, что дети,
как и взрослые, научаются только тому,
чему хотят научиться,
и уж никак не отсутствие знаний по тому
или иному
учебному предмету делает выпускника
неприспособленным
к жизни. Таковым его делает отсутствие
определенных
личностных качеств, умений и компетенций.
В
этих условиях сыграть свою важную роль
в становлении
современной
личности школа может только путем
введения
новых методов и форм обучения.
Огромное
желание решить назревшие проблемы
подтолкнуло
наш педагогический коллектив к выводу
о необходимости
активизации работы Научного общества
учащихся (НОУ).
Главное предназначение НОУ — помочь
школьникам
раскрыть свои способности, применить
свой талант в
практической деятельности, научить их
справляться с
трудностями и не бояться отстаивать
свою точку зрения, уважительно
относясь к окружающим людям. В
научном обществе выполняются различные
виды и формы
деятельности. Это и коллективные
творческие проекты,
и индивидуальные научно-исследовательские
работы. НОУ
занимается организацией лекций,
семинаров, научно-практических
конференций, экскурсий. Ученики работают
над своими исследовательскими темами
под руководством
научных руководителей из числа опытных
педагогов
школы.
Инициатива
Научного общества учащихся
В
2011/2012 учебном году наше НОУ при поддержке
методического совета выступило с
инициативой
проведения в школе недели науки и
творчества. Почему
мы предложили это? Как правило, в школе
каждый
год проходят недели математики, истории,
географии и
других учебных предметов. Такие
мероприятия растягиваются на месяцы,
происходит наслоение их на другие
праздники,
конкурсы, выступления. Помимо собственного
плана,
на школу периодически «спускаются»
«срочные» мероприятия по случаю или по
поводу чего-либо важного для города
или района. Такая ситуация утомительна
для
всех. Проведение единой недели всех
наук, да еще и
«подключение» к ней событий спортивной
и творческой
направленности — это виделось нам как
выход из
ситуации
загруженности и рутинности. Предлагаю
вашему вниманию рассказ о проведении
недели
науки и творчества в нашей школе.
Для
кого-то это был очередной, ничем не
примечательный
понедельник, а у нас начиналась совсем
_необычная
учебная неделя. «Добро
пожаловать в Храм Науки и Творчества!»—
такими словами утром встречала детей
и
взрослых наша школа. На общешкольной
линейке глашатаи известили об открытии
недели и программе работы. Приветствовала
учащихся Царица Наук. Был зачитан ее
указ о проведении недели науки и принята
клятва. Напутственным словом выступила
директор школы.
В рамках
недели науки и творчества каждому циклу
предметов
был посвящен отдельный день. В понедельник
в школе «командовала» царица наук—
математика. Во
вторник ученики были в гостях у историков,
в среду у предметов естественного
цикла. Четверг был посвящен филологии,
а пятница удивила
спортивной, культурной активностью
учителей и учащихся.
Каждый
день начинался с организационной
линейки. В течение дня школьники
участвовали в различных викторинах,
выставках, турнирах. Мероприятия
проходили
не только после уроков, но и на переменах.
Дни были
настолько насыщены событиями, что
любой мог найти
себе занятие по душе. Школа преобразилась
за счет выставок
поделок, плакатов, рисунков. Каждый день
заканчивался научно – практической
конференцией.
Каждый день
незабываем
День
точных наук запомнился турнирами
«Слабое звено»
и «Лучший математик». У
математиков на этот день был девиз
«Математику делают личности». В обычные
дни за решением примеров и задач не до
великих математиков. 25 презентаций о
жизни и деятельности были защищены на
уроках математики в 7- 10 классах.
Нетрадиционные уроки проведенные в
5-6 классах детям понравились особо.
День
истории и искусства начался со встречи
со скоморохами,
которые под веселую музыку зазывали
всех принять
участие в викторинах и конкурсах. К
этому дню
ученики оформили выставку газет на
различные темы.
В течение дня ученики отвечали на
вопросы
исторической викторины, на уроках
ученики защищали творческие проекты.
В 11ом классе урок обществознания
«Правовой лабиринт» был очень интересным,
творческим и познавательным. Научная
конференция была посвящена историческому
краеведению.
День
естественных наук начался с выставки
плакатов
о животных и растениях. На уроках были
защищены презентации по биологии,
географии, химии. Ребята с удовольствием
приняли
участие в конкурсах, викторинах. На
научно-практическую конференцию были
представлены очень интересные проекты
по краеведению, экологии, о ЗОЖ.
Экологический субботник по благоустройству
завершил этот день.
День
языкознания отличался огромным
количеством конкурсов
и викторин, ведь необходимо было показать
красоту
не только русского языка и родных
языков, но
и более внимательно присмотреться к
иностранным языкам.
Интересно было видеть русский язык в
картинках, нарисованных
детьми, участвовать в конкурсах
фразеологизмов
и знатоков русского языка. Сценарии на
различные темы на уроках башкирского,
татарского, русского языков оживили
эти уроки, а песни звучавшие на уроках
русской литературы, английского языка
увлекли ребят поэтическим духом.
Не
случайно в названии недели есть слово
«творчество». В пятый день недели
ребята
соревновались не только в знании
различных наук, но
и участвовали в конкурсах, выставках,
викторинах, в спортивных соревнованиях.
Творческий дух к этому дню придал
зажигательный танец руководителя
танцевального кружка Салахутдинова
Д.Г. на открытии дня. Интересные спортивные
соревнования привлекли большинство
ребят. Научная конференция по технологии
и физической культуре удивила своеобразной
тематикой и практичностью.
В ходе
недели школьники получили более 200
сертификатов
за участие в мероприятиях и несколько
десятков грамот
за победы в конкурсах, викторинах и
соревнованиях.
На торжественной линейке, посвященной
закрытию
недели науки и творчества, грамотами
были награждены
самые активные ребята и классные
коллективы по итогам
каждого дня и недели в целом. Идея
проведения недели науки и творчества
в таком виде была заимствована из опыта
работы коллег из Тверской области.
Логичным завершением недели стал
методический семинар, где были подведены
итоги.
У истоков
научного общества учащихся в нашей
школе стояла учительница биологии
Зулькарнаева Хасна Жигановна – учитель
высшей категории, победитель национального
проекта «Образование». Она, как творческая
личность активно занималась
научно-исследовательской работой еще
в 2000 годы. Ее ученики принимали участие
на Соросовских олимпиадах и получали
сертификаты. Ученики Хасны Жигановны
были постоянными призерами научных
конференций по биологии, экологии не
только в районе, но и в республике.
В школе давно
и успешно занимаются проектной
деятельностью и исследовательской
работой Шакирова Г.А. – учитель биологии,
Алибаев И.И., Алибаева Н.Р., Мухамедьярова
Л.Ф. – учителя технологии. Конкретизация
темы методической работы «Развитие
творческих способностей учащихся через
научно – исследовательскую, проектную
деятельность» оживила научную работу
всех учителей в 2011-12 учебном году. Хотя
эта работа велась давно, вплотную и
серьезно начали теоретическое и
практическое исследование проблемы.
Проводятся тематические педсоветы,
семинары, открытые уроки, мастер классы.
Ежегодно в
апреле месяце проводится научно-
практическая конференция старших
школьников и последние 3 года
научно—практическая конференция
младших школьников, которая вышла на
районный уровень.
Подведение
итогов работы по проблеме запланировано
на 2013-2014 учебный год.
|